Историческая архитектура. Ренессанс.
Историческая архитектура. Ренессанс.

a. Контекст - живопись

Пере Серра - мадонна с младенцем, 1404, эпоха готики      Рафаэль - Пасадинская мадонна, 1502-3

15-16 века были переломными не только для архитектуры, но и для искусства вообще. Пожалуй, раньше всего ренессанс начинается в живописи. Художники начинают уделять больше внимания конкретности, реалистичности образа, человеческим эмоциям. Обратите внимание, например, на очень условную анатомию рук младенца и совершенно плоский, почти нематериальный силуэт Мадонны слева и на то, насколько иначе выражен образ справа - предметно, материально.

 

 

 

 

 

b. Эстетика - порядок, система

Библиотека Марчиана в Венеции на площади Сан Марко. 

 

Интерес Ренессанса к предметному и рациональному привел к возрождению античного языка архитектуры. Из древнего Рима заимствуются детали и приемы, используется полноценная ордерная система. Хороший пример - здание венецианской библиотеки: колонны стоят на постаментах и имеют энтазис, то есть становятся немного толще к низу. Они заканчиваются капителями, которые отмечают завершение вертикальной линии и переход в горизонталь.

Горизонтальные линии многослойны, при этом слои отличаются друг от друга по толщине и по форме. Глазу есть за что зацепиться и что поразглядывать, благодаря этому здание смотрятся массивнее и существеннее. Особенно солидно смотрится массивная горизонталь в конце здания, подводящая итог объему - как мощный аккорд, который завершает симфонию.

c. Эстетика массивности и стабильности. Рустовка, замковый камень

Внутренний двор Палаццо Фарнезе в Карпалоле, Италия

 

Два распространенных приема, которые позволяют добавить массивности - рустовка и замковый камень. Рустовка - это использование особенно мощных и фактурных (выступающих или шершавых) каменных блоков, обычно применяется, чтобы выделить нижний ярус здания. Рустовка может быть сделана в настоящем камне, а может быть имитирована в лепнине.

Замковый камень - это трапециевидный камень в завершении арки. Это самый ответственный камень в арке - от него зависит, будет ли она хорошо держаться, поэтому выделять его было хорошим тоном в архитектуре еще с древнеримских времен. На этом фото в нижнем более массивном ярусе арки с замковыми камнями, а в верхнем - без них, можете почувствовать разницу.

После Ренессанса эти приемы начинают использовать и другие эпохи. Вы найдете их в разных версиях классики, в том числе, например, в сталинской архитектуре.

d. Галерея - Интерьеры

Церковь Сан Лоренцо во Флоренции

Чистых ренессансных интерьеров не так много. Хороший пример - базилика Сан Лоренцо во Флоренции. Простая геометрия (арки, прямые линии, круги) и практически минималистичное цветовое решение.

 

e. Галерея - Ренессанс в других странах

Замок Шамбор во Франции

В другие страны архитектура Ренессанса проникает постепенно на протяжении 16 века и часто смешивается с региональными особенностями.

Вот французский замок Шамбор с типичными для Франции мансардами и башенками на высокой крыше. При этом можно увидеть вполне ренессансные приемы - стена разлинована колоннами и карнизами.

f. Галерея - Ренессанс в других странах

Архангельский собор в Кремле                 Церковь Санта Мария деи Мираколи в Венеции

 

В России в 16 веке при участии итальянских мастеров тоже восприняли ренессансную архитектуру. На фото Архангельский собор в Кремле - пример адаптации ордерного декора к типу русской церкви с куполами.

g. Референс - Подчеркнуть массивность и скрыть массивность

 

Рама картины в классическом стиле смотрится солидно и “материально” именно за счет большого количества разных слоев - эстетика античных времен, которую открыли именно в эпоху Ренессанса. Рама современного телевизора стремится выглядеть несущественно и легковесно, хотя толщина у нее примерно такая же.

ПОДБЕРЕМ

фурнитуру под Ваш интерьер

Вы недавно смотрели